Рассмотрено на заседании педагогического
совета № от 1 о т 29.08.2019
Утверждаю.
Директор МКХ)^«Чёрнышковская
С1П№2»>
< *\В.Ю. Максаев\
Приказ № 150 от 30.08.2019
•
'
мкоу
* >■)
5 „чсркышховская
р
Положение
'сш №2 »
МКОУ «Чернышковская СШ№2»
об организации обучения лиц \
с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на
основе:
— Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
— Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
— Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв.
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014;
— Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднегообщего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
—
Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от
29.08.2013 № 1008;
— Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400;
— Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),утв. приказом
Минобрнауки Россииот 19.12.2014 № 1599;
— ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки
России от 19.12.2014 № 1598;
— ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №
1155;
— ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009
№ 373;
— ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010
№ 1897;
— ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413;
— Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ, утв. приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2;
— Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
\7rTTvr в
п^птгшяния я тяк"Ж-р ПКЯЭЯНИЯ ИМ ППИ ЭТОМ НеобхОЛИМОЙ ПОМОГЛИ. VTB. приказом
1
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189;
— СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача России от 10.07.2015 № 26;
— Устава, Положения об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий, Положения об индивидуальном учебном плане и других локальных
нормативных актов образовательной организации (далее - ОО).
2. Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально
педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической
коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в Общеобразовательном учреждении;
2) вне образовательной организации:
— по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования - на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования.
Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;
— по образовательным программам дошкольного образования - в форме семейного
образования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:
— образовательная программа, разработанная и утвержденная МКОУ« Чернышковская
СШ№2»;
— адаптированная образовательная программа, разработанная и утвержденная МКОУ
« Чернышковская СШ№2»
— специальная индивидуальная программа развития для ребенка-инвалида, разработанная и
утвержденная МКОУ «Чернышковская СШ№2»;
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, утвержденной
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) по
результатам проведения МСЭ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
2.4. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным основным образовательным
программам (далее -АООП) только с согласия родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.5. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП:
— начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года
(до шести лет освоения образовательной программы);
— основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год;
— среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.
2.6. В случае обучения по АООП в МКОУ«Чернышковская СШ№2»
2
создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся.
Специальные условия включают использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания МКОУ
«Чернышковская СШ№2»и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ.
Доступность образовательной среды МКОУ «Чернышковская СШ№2» предполагает:
— доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
— свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест.
2.7. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(кроме образовательных программ дошкольного образования);
3) сетевой и др.
2.8. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой
психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.9. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой
2.10. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 26.12.2013
№ 1400.
2.11. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по своему
желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы).
2.12. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по АООП, выдается свидетельство об
обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 №
1145 «Об утверждении образца свидетельства
об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
2.13. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена
(9-е классы) и единого
государственного экзамена (11-е классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об
основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме
3.1.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано совместно с другими
обучающимися (инклюзивно) и в отдельных классах, группах или в отдельных ОО.
3
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ (для школ),
группа комбинированной направленности, на основании приказа директора/руководителя
МКОУ«Чернышковская СШ№2» и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления
родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе
(группе) инклюзивного образования, отдельном классе (группе) для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов
программы.
Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований,
установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа для детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе АООП или программы коррекционной работы, являющейся разделом
основной образовательной программы общего образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении которого
психолого-медико-педагогический консилиум или специалист (специалисты), осуществляющий
психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся (при наличии), выносит заключение
о возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе,
рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается
решением педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных
представителей).
3.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или АООП
осуществляется в ПМПК
по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению
образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).
4.
Особенности реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной,
очно-заочной,заочной), а также при сочетании различных форм обучения в соответствии с
Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных
технологий в образовательном процессе при отсутствии медицинских противопоказаний.
4