СОГЛАСОВАНО
Предс^Дателй’ПК
'У у Н.Н.Мельникова
«, ^ > " 7 ? '/
20^1 г.
протокол педсовета № J7
ОТ « А /2 »
г.
УТВЕРЖДАЮ ,,
Д и р ек^Ы Ж ^У «Чернышковская СШ № 2»
, t
В ■Ю. Максаев
: / $ - / ____ 20 '/£ _ г. № — ...У
н -vA:С сШ№
2>>
%УМ;% 0
Ч А __
Положение
об организации инклюзивного образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья
в МКОУ «Чернышковская СШ № 2»
1.Общее положение
1. Настоящее положение определяет основы организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ОВЗ) в МКОУ
«Чернышковская СШ № 2» (далее-школа).
2. Создание условий для инклюзивного образования лиц с ОВЗ в школе осуществляется в
соответствии:
• с Федеральным законом № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2013 г.;
• приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
• законом Волгоградской области «Об образовании в Волгоградской области» №118од от 20.09.2013 г.;
• приказом отдела по образованию, опеке и попечительству Администрации
Чернышковского муниципального района от 12.09.2016 г. № 125 «Об организации
инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных организациях Чернышковского муниципального района
Волгоградской области».
2. Основные понятия
Для целей настоящего положения используются следующие понятия:
• инклюзивное образование - обеспечение равного доступа кобразованию для всех
обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
• обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физической лицо,
имеющее недостатки
в физическом или психологическом развитии,
подтверждённые психолого-медико—педагогической комиссией, препятствующие
получению образования без специальных условий;
• адаптированная образовательная программа, образовательная программа
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
•
•
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
ребёнок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со
стойким
расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями
травм
или
дефектами,
приводящее
к
ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
З.Организация инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1 Образование лиц с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах, осуществляющих образовательную
деятельность.
3.2. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ может реализовываться через следующие
модели:
• полная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ посещают школу наряду со здоровыми
сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут
совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать
кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др;
• частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение
на дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам по
согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с
ОВЗ могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и
др; если это не противоречит рекомендациям врачебной комиссии;
• внеурочная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются только на дому и посещают
кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в школе по
рекомендациям врачебной комиссии и по согласованию с родителями (законными
представителями).
3.3. Содержание общего образования и условия организации обучения лиц с ОВЗ
определяется:
• общеобразовательной программой (полная инклюзия);
• адаптированной образовательной программой (частичная инклюзия), а для детейинвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
4.Компетенция муниципального казённого
«Чернышковская средняя школа № 2»
общеобразовательного
учреждения
4.1. МКОУ «Чернышковская СШ № 2» создает условия формирования и
функционирования безбарьерной доступной среды для лиц с ОВЗ в школе.
4.1. Инклюзивное образование может осуществляться в данной школе.
4.3. МКОУ «Чернышковская СШ № 2»:
• обеспечивает разработку и утверждение необходимых нормативных правовых
актов по организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ;
• инициирует включение в муниципальные программы «Доступная среда»
мероприятия, направленные на создание доступной, безбарьерной среды в
образовательных организациях;
• организует и проводит мероприятия по созданию равного доступа лицам с ОВЗ к
обучению: оснащение образовательных организаций специальным, в том числе
учебным, реабилитационным компьютерным оборудованием и др;
• выявляет потребность в прохождении курсовой подготовки и курсов повышения
•
квалификации педагогов, работающих с лицами с ОВЗ, в рамках инклюзивного
образования, в соответствии с которой направляют заявку в отдел по образованию,
опеке и попечительству Администрации Чернышковского муниципального района;
инициирует и организует проведение мероприятий, направленных на
формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в школе.
б.Образовательные организации
5.1. МКОУ «Чернышковская СШ № 2»:
• реализуют основные общеобразовательные программы, обеспечивающие
совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;
• создают необходимые условия для получения образования обучающимися с ОВЗ в
соответствии
с
рекомендациями
территориальной
психолого-медико
педагогической комиссии Суровикинского муниципального района;
• организуют проведение мероприятий по формированию благоприятного
психологического климата для лиц с ОВЗ в школе;
• формируют заявку педагогов на прохождение курсов повышения квалификации по
вопросам инклюзивного образования и направляют её в Отдел по образованию,
опеке и попечительству Администрации Чернышковского муниципального района;
• обеспечивают выполнение мероприятий по созданию равного доступа лицам с ОВЗ
к обучению: оснащение образовательных организаций специальным, в том числе
учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и др;
• организуют работу педагога-психолога, воспитателя (тьютора), обеспечивающих
сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
5.2. Организация обучения лиц с ОВЗ в школе осуществляется в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
5.3. Деятельность школы по обучению детей-инвалидов и лиц с ОВЗ регламентируется
документами локального характера: положение об инклюзивном образовании, положение
об обучении детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, положение об индивидуальном обучении на
дому, положение об обучении детей-инвалидов с применением дистанционных
образовательных технологий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану.
5.4. МКОУ «Чернышковская СШ № 2» осуществляют:
• учет детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления, обучения,
государственной итоговой аттестации;
• размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья на сайте образовательной организации.
На сайте школы создан специальная страница «Инклюзивное образование»;
• создание в школе толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи
детям-инвалид ам.
5.5. В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ОВЗ школой с
письменного согласия родителей (законных представителей) необходимо:
• иметь сведения о состоянии здоровья,
рекомендации медико-социальной
экспертизы (индивидуальная программа реабилитации) и (или) территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии;
• организовывать образование по адаптированным образовательным программам (
1класс по ФГОС ОВЗ);
• разрабатывать адаптированные образовательные программы в соответствии с
учебными планами для специальных (коррекционных) школ, утверждённые
приказом Минобразования России от 10 апреля 2002г №29/ 2065-п
«Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или
адаптирует обычную общеобразовательную программу;
• разрабатывать помимо общеобразовательных адаптированных программ
и
специальные предметы и коррекционно-развивающие занятия;
• использовать как учебники для образовательных организаций, реализующих
адаптированные образовательные программы, так и обычные учебники ( обучение
умственно отсталых детей должно быть организованно только с использованием
специальных учебников);
• осуществлять адаптацию обычных общеобразовательных программ за счёт
пролонгации сроков обучения, составления индивидуального учебного плана,
разработки индивидуальной программы
по всем или отдельным учебным
предметам;
• подбирать дополнительные учебные пособия, индивидуально подходить к
подбору заданий и упражнений , использовать дополнительно специальные
учебники ( для детей с сохранным интеллектом);
• реализовывать
программы
коррекционной
работы,
которая
должна
предусматривать коррекционно-развивающие занятия педагогом-психологом,
учителем-логопедом, дефектологом.
Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность
в классе (группе) (отдельным) не должна превышать 15 человек.
5.6 В школе, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с
ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
• адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с
учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к
международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
• размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной
информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена
крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным
шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
• присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
• обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный
шрифт) или аудиофайлов;
• обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для
размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
• дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров
(мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров
помещения);
• обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
• обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка
(сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
• обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения,
столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их
пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не
более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
5.7. В школе, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам, допускается:
• совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с
расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития;
• совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной
отсталостью
и
учащихся
с расстройством
аутистического
спектра,
интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не
более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие
которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к
нахождению в школе (от полугода до года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройством аутистического спектра на
групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются
индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации,
поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 учащихся с
расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
5.8. В школе, осуществляющий образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью,
принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в
образовательном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
5.9. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной
образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы,
организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом
особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
• учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с
ОВЗ;
• учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ;
• педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ;
• тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.
5.10. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать школу, на основании заключения медицинской
организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по
общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских
организациях.
6. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
6.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе в МКОУ
«Чернышковская СШ № 2» при отсутствии медицинских противопоказаний.