ПОЛ

Рассмотрено на заседании педагогического
совета № от 1 о т 29.08.2019

Утверждаю.
Директор МКШ^^Чфрнышковская
СШ№2
.Ю. Максаев\
Приказ № 150 от 30.08.2019

ПОЛОЖЕНИЕ
о языке образования и порядке организации изучения родных языков
в МКОУ «Чернышковская СШ№2»
ЕОбщие положения
1.1. Положение о языке образования и порядке организации изучения родных языков в
муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Чернышковская средняя
школа №2» (далее - Положение) разработано в соответствии:
• Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года
№317-Ф3): статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и
федеральные государственные требования. Образовательные стандарты (п. 5.1.); статья
14. Язык образования (п.4, 6);
• Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991
г. № 1807-1 (редакция от 12.03.2014 г.);
• Законом Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от
01.06.2005 г. № 53-ФЗ (редакция от 05.05.2014 г.);
• Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» с
изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3);
• Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» с
изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п.
18.3.1) ;
• Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с
изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п.
18.3.1) ;
• Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г.
№ 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
• Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан
на получение образования на родном языке».
1.2. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения Законодательства
Российской Федерации в области образования в части определения языка образования и
языка изучения в образовательной организации (ОО).
1.7. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками
образовательных отношений.
2. Язык образования (обучения)
2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» в
ОО гарантируется получение образования на государственном языке Российской
Федерации, а также выбор языка изучения в пределах возможностей, предоставляемых
системой образования.
2.2. Образовательная деятельность в ОО осуществляется на русском языке. Преподавание
и изучение русского языка в рамках имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.

2.3. Документооборот в Учреждении осуществляется на русском языке —
государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании оформляются
на государственном языке Российской Федерации — русском языке.
2.4. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в ОУ на
русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский
язык.
2.5. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
получают образование в ОУ на русском языке по основным образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами.
2.6. Учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о языке
образования и порядке организации изучения родных языков.
3. Изучение русского языка как государственного языка РФ
3.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается во всех с 1
по 11 классах в соответствии с Законом Российской Федерации № 1807-1 от 25.10.1991 г.
«О языках народов Российской Федерации» и с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
3.2. Изучение русского языка как государственного языка в 0 0 регламентируется
федеральными государственными образовательными стандартами. На изучение русского
языка как государственного языка Российской Федерации отводится количество часов,
соответствующее федеральному примерному учебному плану.
3.3. Не допускается сокращение количества часов на изучение русского языка.
3.4. Обучение русскому языку как государственному языку Российской Федерации
должно быть обеспечено методическими, кадровыми, материальными и финансовыми
условиями.
3.5. К использованию в образовательном процессе допускаются учебники, включенные в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования.
4. Изучение иностранного языка
4.1. Обучение иностранным языкам в ОО на уровнях начального общего, основного
общего, среднего общего образования проводится в рамках имеющих государственную
аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами соответствующего уровня.
4.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе:
формирование иноязычной коммуникативной компетенции — освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в иностранном
языке;
формирование социокультурной/межкультурной компетенции — приобщение к культуре,
традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка; формирование умения представлять
свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
развитие учебно-познавательной компетенции — ознакомление с доступными учащимся
способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с
использованием новых информационных технологий;
развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала
иностранного языка;
формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и овладение
ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в
поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания

важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения в
современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры; лучшему осознанию
своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного
языка.
4.3. Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования осуществляется с
учетом фактора преемственности обучения.
4.4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют
право выбора обязательного второго иностранного языка с учетом наличия в 0 0 условий
и возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности
обучения.
4.5. В соответствии с реализуемой образовательной программой 0 0 и учебным планом,
обучающиеся изучают иностранные языки со 2 класса.
4.6. Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации
общеобразовательных программ и программ дополнительного образования определяется
0 0 самостоятельно с учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей 0 0 ,
наличия в 0 0 условий и возможностей, практического уровня подготовки ребенка и
фактора преемственности обучения.
4.7. В рамках дополнительных образовательных программ по запросу участников
образовательных отношений 0 0 вправе организовать обучение иным иностранным
языкам.
4.8. Выбор иностранного языка для изучения в рамках общеобразовательных программ
осуществляется:
на уровне начального общего, основного общего образования — родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося и с учетом его мнения;
на уровне среднего общего образования — самим обучающимся.
4.9. Обучение иностранным языкам осуществляется в группах. Формирование групп и
перевод обучающихся в соответствующие группы изучения иностранных языков
относится к компетенции 0 0 и осуществляется в соответствии с действующими
локальными нормативными актами.
4.10. В 0 0 не ведется преподавание и изучение отдельных учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) и иных компонентов на иностранных языках (билингвальное
обучение).
4.11. Проведение мероприятий, в том числе культурологической направленности, на
иностранном языке осуществляется в соответствии с планом работы 0 0 .
4.12. Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб
преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации — русскому
языку.
5. Изучение родного языка и родной литературы.
5.1. Право на изучение родного языка в 0 0 реализуется в пределах возможностей
(методических, кадровых, материальных и финансовых), предоставляемых системой
образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
5.2. В обязательной части учебного плана родители (законные представители)
обучающихся выбирают изучаемый родной язык из числа языков народов РФ, в том числе
русский язык как родной. (Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке»). Выбор родного
языка, в том числе русского, осуществляется на добровольной основе по заявлениям
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме

(переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам
начального общего и основного общего образования. Преподавание и изучение родных
языков из числа языков народов Российской Федерации осуществляется в пределах
возможностей, предоставляемых системой образования, не в ущерб преподаванию и
изучению государственного (русского) языка.
5.3. Организация обеспечивает информирование родителей (законных представителей)
обучающихся с целью свободного, добровольного выбора ими родного языка из числа
языков народов Российской Федерации, в том числе русского, в соответствии с
имеющимися в образовательной организации ресурсами и возможностями.
5.4. Документом, подтверждающим учет интересов и запросов участников
образовательных отношений, может являться протокол классного родительского
собрания, проведенного перед началом изучения указанного курса, письменное заявление
родителей (законных представителей).
В случае отсутствия родителей (законных представителей) некоторых обучающихся,
классными руководителями в индивидуальном порядке проводится работа по
информированию их по вопросам, рассмотренным на родительском собрании, о чем
дополнительно вносится запись в протокол классного родительского собрания.
5.5. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения
хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и подготовка протоколов
родительских собраний осуществляется классными руководителями.
5.7. Педагогический совет школы до начала нового учебного года принимает решение о
внесении изменений в основные образовательные программы начального, основного и
среднего образования, реализуемых образовательной организацией с целью обеспечения
преподавания предметов образовательных областей «Родной язык и литературное чтение
на родном языке» (ООП начального общего образования), «Родной язык и родная
литература» (ООП основного общего и среднего образования) согласно заявлениям
родителей, протоколам родительских собраний и управляющего совета образовательной
организации.
5.8. Количество часов, отводимых в Школе на преподавание учебных предметов «Родной
язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», устанавливается
самостоятельно учебным планом ООП на основании решения педагогического
совета.
5.9. Рабочие программы учебных предметов при реализации обязательных предметных
областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального
общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего
образования и уровень среднего общего образования) разрабатываются в соответствии с
ФГОС и утверждаются Школой самостоятельно в рамках ООП. Содержание программ
отдельных учебных предметов общего образования определяется требованиями к
предметным результатам, изложенным в федеральных государственных образовательных
стандартах начального общего и основного общего образования.
5.10. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
указанным предметам осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом
образовательной организации.
5.11. При разработке порядка проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации необходимо обратить внимание на процедуры выставления
оценок. Необходимо руководствоваться требованиями пункт 5.3 Порядка заполнения,
учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их
дубликатов (приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115: в приложении к
аттестату указываются сведения о результатах освоения выпускником образовательной
программы соответствующего уровня).
5.12. За Школой сохраняется право на определение количества часов на изучение
предметов, выбора учебников, осуществления текущего контроля успеваемости

промежуточной аттестации, использование методов обучения и образовательных
технологий (статьи 13, 28 № 273-ФЗ).
6. Заключительные положения
6.1. Заявления родителей, протоколы родительских собраний, управляющего совета
образовательной организации хранятся в образовательной организации не менее 5 лет.
6.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными
представителями) языка изучения после подведения итогов родительских собраний. В
данном случае родители (законные представители) обучающихся обращаются к
руководителю 0 0 с письменным заявлением. Решение об удовлетворении заявления
принимается руководителем 0 0 в соответствии с имеющимися в образовательной
организации ресурсами и возможностями. В случае невозможности на момент
поступления обращения удовлетворить просьбу, изложенную в заявлении,
образовательная организация уведомляет об этом заявителя и принимает меры по
достижению возможности преподавания родного языка, обучение которому требуется
обучающемуся, чьи родители (законные представители) обратились с заявлением.
6.3. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, вызванные
изменением законодательства и вступлением в действие новых нормативно-правовых
документов.
6.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.

Приложение к ПОЛОЖЕНИЮ
о языке образования и порядке организации изучения родных языков
в МКОУ «Чернышковская СШ№2»

Директору МКОУ «Чернышковская СШ№2»
(ФИО директора)
(ФИО заявителя)
проживающего (ей) по адресу

Заявление.
На основании статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
прошу
организовать
для
моего
ребенка
обучающегося______класса, изучение предметов предметных областей «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» выбираю
изучение родного___________________________языка на период обучения.

«____» _____________

____г.

______________
(подпись)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».